8 мар. 2011 г.

Обсуждаем проект закона о поддержке села

В былые времена, наша область славилась своими сельхоздостижениями В нынешние времена ситуация иная, Мы строим автомобильный кластер. Но кушать хочется всегда и наконец созрели, что сельское хозяйство будем поддерживать. 17 марта будем принимать закон. Ниже он приводится. Но если честно, этого недостаточно!!
Вячеслав.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Калужской области "О внесении изменений в Закон Калужской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной
продукции в Калужской области на 2008-2012 годы"

Малые формы хозяйствования (ЛПХ, КФХ, СПоК, СПКК) выполняют важную роль в сельской экономике, в решении социальных проблем и развитии сельских территорий муниципальных районов области, в обеспечении занятости и самозанятости безработных граждан на селе, в получении дополнительных доходов от ведения сельскохозяйственных и альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности. Доля личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме валового сельскохозяйственного производства по-прежнему превалирует и составляет около 60 %.
Ключевым мероприятием, стимулирующим развитие малых форм хозяйствования на селе, является субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. В 2006-2010 годах более 3 тыс. субъектов малых форм хозяйствования на селе привлекли 813 млн. руб. банковских кредитов. Однако темпы кредитования малых форм хозяйствования на селе с 2008 года снижаются на 30-35 % ежегодно. На 01.01.2011 личные подсобные хозяйства смогли получить 300 кредитов, что в 3,2 раза меньше, чем на соответствующую дату 2007 года, в 1,9 раза меньше 2008 года, в 1,5 раза – 2009 года.
Основной причиной снижающихся объемов привлекаемых на развитие малых форм хозяйствования кредитных средств является отсутствие у заемщиков залогового обеспечения, в полной мере отвечающего требованиям банка-кредитора, а также действующее правило о залоге поручителей, которые, по условиям банка-кредитора, должны иметь заработную плату значительно более высокую, чем реально имеют граждане в сельских поселениях.
Вместе с тем, при фактическом сокращении количества и объемов банковских кредитов предпринимательская активность в секторе малой сельской экономики не снижается, о чем свидетельствуют результаты анализа деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, выдавших в 2010 году займов в 2,5 раза больше, чем коммерческие банки выдали кредитов.
В отличие от коммерческих банковских структур кредитный кооператив, являясь некоммерческой организацией, для своих пайщиков - малых форм хозяйствования на селе является организацией финансовой взаимопомощи.
В Калужской области зарегистрировано 79 кредитных кооперативов, которые в период с 2006 по 2010 год выдали 4 738 займов на общую сумму 325 млн. руб. На начальном этапе развития кредитным кооперативам в Калужской области предоставлялась государственная поддержка в виде бюджетного кредита и субвенций. В 2008-2010 г.г. кредитные кооперативы в Калужской области государственной поддержки не имели, что негативно отразилось не только на развитии самих кооперативов, но и их пайщиков (личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах).
Для увеличения объемов предоставляемых малым формам хозяйствования займов кредитными кооперативами привлекаются дорогие банковские кредиты (16 – 18 % годовых). При отсутствии господдержки кооперативы вынуждены предоставлять ЛПХ и КФХ не выгодные для них займы на условиях 18 – 20 % годовых.
В целях создания условий для уменьшения платы за пользование коммерческими кредитами министерство сельского хозяйства Калужской области считает целесообразным предусмотреть меры государственной поддержки для кредитных кооперативов в виде субсидий из областного бюджета на возмещение 100 % ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации по кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях. Данная поддержка позволит снизить процентную ставку в кредитных кооперативах по предоставляемым им займам в среднем на 2-4 %, а также ежегодно направлять дополнительно на увеличение фонда финансовой взаимопомощи до 10 % от суммы привлекаемых кредитных ресурсов (за счет возмещения части затрат на уплату процентов).
Анализ финансовой деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов показывает, что в течение 2006-2010 г.г. кредиты в коммерческих банках смогли получить только 6 кооперативов (7,6 % от общего количества зарегистрированных кредитных кооперативов). Данными кооперативами привлечено на собственное развитие всего 42,8 млн. руб. кредитных ресурсов. В тоже время доля предоставленных данными кооперативами займов составляет 35 % общего числа и 70 % общей суммы займов, что свидетельствует об эффективности предлагаемого направления государственной поддержки, стимулирующего развитие малых форм хозяйствования на селе. Расчеты показывают, что реализация предлагаемых в проекте Закона Калужской области изменений обеспечит ежегодное привлечение в 2011 – 2012 годах как минимум 11 кредитными кооперативами дополнительно около 40 млн. рублей возвратных банковских кредитов. С учетом предлагаемой государственной поддержки субъекты малого предпринимательства на селе в 2011 году реально смогут получить в кредитных кооперативах 1 500 займов в сумме 130 млн. руб., в 2012 году - 2 000 займов (180 млн. руб.) (Справочно: в 2010 году кооперативами предоставлено 1113 займов на сумму 88 млн. руб.). За период реализации предлагаемого мероприятия количество и сумма займов, предоставляемых кооперативами, к уровню 2010 года вырастут в 3,1 и 3,5 раза соответственно.
Использование кредитными кооперативами предлагаемой меры государственной поддержки будет способствовать созданию условий для выполнения целевых индикаторов, утвержденных областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" по разделу "Создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе": "Объем субсидируемых кредитов (займов) привлеченных на развитие малых форм хозяйствования в АПК" (300 млн. руб. в год.).
Экономическую эффективность предлагаемого программного мероприятия характеризует показатель роста объема займов, предоставленных членам кооператива, к объему господдержки (прогнозируемый объем господдержки за 2 года составит 5,5 млн. руб., рост объема займов составит 310 млн. руб.). На один рубль господдержки из областного бюджета членам кредитных кооперативов будет выдано 56,4 руб. займов.
Уровень государственной поддержки за счет средств областного бюджета к объему предоставленных займов в 2011 – 2012 годах составит 0,018 руб. на один рубль.
Социальный и экономический эффект от предоставленной субсидии заключается в том, что за счет роста объемов предоставляемых кредитными кооперативами займов увеличатся объемы производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ, КФХ, созданных с их участием кооперативах, а также вырастут доходы членов кредитных кооперативов. Одновременно будут созданы условия для сохранения сельскохозяйственной деятельности не менее 500 владельцев личных подсобных хозяйств. Вносимые в областной Закон изменения будут стимулировать товарное производство сельскохозяйственной продукции не менее чем в 300 субъектах малого предпринимательства.
В целом реализация данного мероприятия подтверждается бюджетной, экономической и социальной эффективностью. Кроме того, предлагаемая мера государственной поддержки по существу является единственным и необходимым механизмом организации исполнения Закона Калужской области от 10 июня 2003 № 207-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области".

Предоставление субсидий на приобретение эмбрионов крупного рогатого скота будет способствовать стимулированию внедрения прогрессивного метода повышения генетического потенциала разводимого на территории Калужской области скота.
Основной эффект трансплантации эмбрионов заключается в увеличении количества потомков от выдающихся особей животных по материнской линии, что позволит значительно повысить генетический уровень скота мясного направления и в короткий срок увеличить число животных с выдающимися породно-продуктивными качествами. Приобретенные эмбрионы пересаживаются на низкопродуктивных маток, в результате получаемый приплод будет высококлассным ("элита" и "элита-рекорд").
Данная мера государственной поддержки позволит обеспечить выполнение целевого индикатора областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" по разделу "Развитие приоритетных отраслей животноводства": "Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в фактических ценах (в расчете на 1 жителя)".
Общая стоимость 3 100 штук эмбрионов при цене 10 тыс. руб. составит 31 млн. руб. Размер предоставляемой субсидии на приобретение 1 эмбриона - 40 %. В
итоге общая сумма субсидий - 12,4 млн. руб./год. В результате пересадки эмбрионов коммерческому скоту при 50 % приживаемости будет получено 1 550 голов выскоклассного скота, в том числе 750 голов бычков и 750 голов телочек.
Стоимость 750 годовалых бычков при цене 100 тыс. руб. составит 75 млн. руб., стоимость 750 телок при цене 70 тыс. руб. составит 52,5 млн. руб.
Прибыль от реализации молодняка в возрасте 1 года составит 57,75 млн. руб. Рентабельность - 83 %.
Финансовые средства областного бюджета, направленные на приобретение эмбрионов, окупятся в течение 1 года.


Министр сельского хозяйства
Калужской области Л.С. Громов
проект
ЗАКОН
Калужской области


О внесении изменений в Закон Калужской области "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы"


Принят Законодательным Собранием ............................. 2011 года


Статья 1
Внести в приложение к Закону Калужской области от 6 ноября 2007 года № 360-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" (в редакции законов Калужской области от 01.12.2008 № 491-ОЗ, от 09.12.2009 № 608-ОЗ ) (далее – программа) следующие изменения:
Абзац девятый подраздела 4.4.1 раздела 4.4 "Развитие приоритетных отраслей животноводства" программы после слов "- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;" дополнить словами "- на приобретение эмбрионов крупного рогатого скота;";
абзац пятый подраздела 4.5.1 раздела 4.5 "Создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе" программы изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Законом Калужской области "О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области" сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам, созданным на территории Калужской области, за счет областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях, с целью предоставления займов членам кооперативов: крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (перерабатывающим, снабженческим, сбытовым, закупочным, обслуживающим) на сельскохозяйственные цели. Случаи и порядок предоставления указанных субсидий устанавливаются Правительством Калужской области.";
в приложении № 2 к программе "Система основных мероприятий областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" (далее – приложение) пункт 1.6 "Повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий" дополнить подпунктом 1.6.3 следующего содержания:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.6.3 Субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами с целью предоставления займов членам кооперативов: крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (перерабатывающим, снабженческим, сбытовым, закупочным, обслуживающим) на сельскохозяйственные цели Областной бюджет 5500,0 0,0 0,0 0,0 2300,0 3200,0

подпункты 1.6.3, 1.6.4, 1.6.5, 1.6.6, 1.6.7, 1.6.8, 1.6.9, 1.6.10 приложения считать подпунктами 1.6.4, 1.6.5, 1.6.6, 1.6.7, 1.6.8, 1.6.9, 1.6.10, 1.6.11 соответственно;
в подпункте 1.6.1 по строке "областной бюджет" в графах 4,8,9 числа "78272,1", "17800,0", "19802,0" заменить числами "72772,1", "15500,0", "16602,0" соответственно.

Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.



Губернатор
Калужской области А.Д. Артамонов






Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...