В последнее время события происходящие в обществе заставляют задуматься о душе. Введение предмета Основ православной культуры в школах тому подтверждение. Так получилось, что в детстве, мои родители не окрестили меня. Позже состоял в КПСС, а там это преследовалось. Сегодня я поддерживаю православие, как хранительницу русской культуры. Мне мой учитель, Сергей Гречишников, прислал свою статью. Она созвучна с моими мыслями. Советую прочитать.
Вячеслав Горбатин.
Апология православного атеизма
- Батюшка, а атеист может быть добродетельным?
- Вполне, вполне. Только вот помирать ему будет трудно.
Из разговора автора со старцем Илием. 1990 г.
Исторические корни
Православный атеизм – духовная доктрина, в которой следование православной этике не связано с верой в Бога.
В России сегодня живут десятки миллионов людей, которые могли бы себя назвать православными атеистами. Православный атеизм - слишком серьезный феномен современной русской жизни. Его последователи говорят о своих убеждениях, тем не менее, редко и с каким-то стеснением. Вроде как просят их извинить.
Их легко можно понять, если проследить истоки становления православного атеизма в нашей стране. В Советском Союзе было 20 миллионов членов компартии, которая тогда относилась к вере в Бога как к пережитку прежних общественно-экономических формаций. Члену КПСС, как, впрочем, и комсомольцу с пионером, верить в Бога и участвовать в религиозных обрядах было запрещено. Однако, добрая половина коммунистов, в основном по инициативе своих бабушек, была в раннем детстве окрещена в Православие.
Советское образование, школьное, а потом вузовское, позволяло объяснять мир без помощи Бога. Для Бога просто оставалось все меньше места в этом мире.
Справедливости ради следует отметить, что на Западе, особенно, в протестантских странах, в 20-м веке также проходили процессы секуляризации, индивидуальное и групповое сознание освобождалось от влияния религии. В Голландии уже с 70-х годов прошлого века пустующие храмы стали занимать под супермаркеты и студенческие общежития.
В СССР наука успешно вытесняла веру во все мистические феномены, и в сверхъестественное, в том числе. Но зерна православной нравственности устранить было нельзя, ибо на них держался весь несущий каркас человеческого жизнеустройства. Даже моральный кодекс строителя коммунизма был выстроен «по образу и подобию» декалога Моисея.
В 1991 году мы потеряли пятую часть своих территорий и целый ряд завоеваний социализма, которые, что бы кто ни говорил, все-таки были. Но мы кое-что и приобрели. Кто-то подумает, что исчезли унизительные для человека очереди, и будет прав. Но самое главное – нации вернули подлинное, а не декларативное, право на свободу совести.
Отпущенный маятник резко пошел в противоположную сторону. Посещать церковь и объявлять себя православным стало модно. Однако, Бог не может поселиться в сердце просто по желанию человека. Вера также не может стать результатом цепочки логических выводов. Религиозность есть чувство, а чувство должно вызреть.
Ко многим это чувство так и не пришло... Но зато пришло понимание, что лучшей моральной доктрины, нежели православная, человечество не придумало. У таких людей нет сомнений и в том, что Православие сыграло огромную позитивную роль в истории русского народа.
Во что верят православные атеисты?
Православные атеисты всем сердцем и душой воспринимают Евангелие. Принципы, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса, они могли бы назвать своим жизненным кредо.
Эти люди готовы жить по заповедям. Причем, для того, чтобы поступать добродетельно, им не нужно носить в сердце своем страх Божий. Они не совершают грехи (если не совершают) не потому, что боятся наказания Господнего, а потому, что грех им неприятен.
Православные атеисты с удовольствием ходят в храм, участвуют в обрядах и таинствах. Они охотно крестят своих и чужих детей.
Вопрос бытия Бога для православных атеистов остается открытым. Они просто не знают на него ответа. В этом смысле им, конечно, умирать будет труднее, чем людям воцерковленным.
Человек верующий знает, куда он уходит. Он вверяет себя в руки Господа и с надеждой переходит в жизнь вечную. А куда уходит атеист, который не верит в бессмертие души? В небытие?
Но православные атеисты и атеисты воинствующие значительно различаются во взглядах. Воинствующий, или вульгарный, атеист категорически не приемлет ничего, что связано с вероучением. Православный атеист сам не верит в Бога, но он допускает его существование, отдавая себе отчет в том, что не всем дано уверовать.
То же самое качается членов Символа Веры и чудес, описанных в Библии и житиях святых. Если наука не может объяснить Воскресение Христово, то это не означает, что такого в принципе быть не могло.
Люди верующие считают науку одним из способов познания Творца. Возможно, придет время, и наука найдет законы, объясняющие бессмертие души и телесное воскрешение. Но пока этого не произошло, не все люди, получившие хорошее светское образование, готовы поверить в Воскресение Христово.
А в чем православные атеисты не сомневаются? Для православных атеистов нет сомнений в том, что Иисус Христос (Иешуа) существовал как историческая личность.
Это был странствующий проповедник, сын простой еврейки.
Из своих последователей он основал на базе иудаизма новое религиозное движение, впоследствии названное его именем. В Палестине Христа уже при жизни стали считать мессией, потомком Давида.
Проповедь Иисуса была обращена в основном к малообеспеченным слоям населения. Он также не делил людей по национальному признаку. Все люди для Иисуса были равны.
Христос был казнен по приговору прокуратора Иудеи, с горячего согласия иудейской религиозной верхушки. Синедрион справедливо видел в Иисусе опасного конкурента в борьбе за симпатии паствы. Кроме того, еврейские политические лидеры понимали, что поведение толпы непредсказуемо и направляемый популярным Учителем народ может навлечь на Иудею гнев империи. Иерусалимская верхушка приняла решение «сдать» Христа римлянам.
Согласно римским законам наиболее опасных преступников казнили через распятие на кресте. Именно так закончил свою земную жизнь Иисус.
«Безрелигиозное Православие» и Русская Православная Церковь
Православный атеизм, как духовная позиция, не оформлен в более-менее цельное учение. Да пока и необходимости в этом нет.
На Западе безрелигиозное христианство уже 65 лет существует как отдельная теологическая концепция. Основателем ее был немецкий протестантский теолог Дитрих Бонхёффер (1906 – 1945), участник Сопротивления, казненный фашистами. В 1943-1944 гг. в письмах из тюрьмы он провозгласил, что «мир стал совершеннолетним и не нуждается в идее Бога». Сущность христианства, по мнению Д.Бонхёффера, выражена в любви к ближнему («соседу своему»). Согласно Д.Бонхёфферу: «Быть христианином не означает быть религиозным, а означает быть человеком».
В отличие от классического протестантизма (лютеранства), где постулируется спасение только верой, Д.Бонхёффер призывает к активной практике «делания справедливого для людей».
Вряд ли кто-нибудь из православных атеистов читал упомянутого теолога, но близость позиций очевидна.
«Безрелигиозное Православие» предполагает жизнь в миру по христианским заповедям. Насколько это у каждого получается – дело сугубо личное. Здесь важны искренние намерения и их воплощение в добрых делах, ибо "вера без дела мертва есть".
Отличие православного атеизма от протестантской ветви безрелигиозного христианства в том, что у нас не отрицается пастырская роль Церкви. «Безрелигиозное Православие» категорически не приемлет тезис секулярной теологии (Т.Альтицер, В.Гамильтон, П. Ван-Бурен) об отрицании традиционно-церковной формы христианства, как утратившей значение для современного человека.
Церковная форма организации христианской жизни ничуть не устарела, как не могут устареть истины, провозглашенные Христом.
Русская Православная Церковь остается объективированной совестью нации. Без Церкви мы обречены на духовное оскудение. Церковь учит о целях жизни, которые выходят за рамки жизни, но если они приняты человеком, они выравнивают его земной путь по вектору, уходящему на небо, даже если он не верит в трансцендентного Бога. И оказывается, что это "выпрямление" хорошо и для земных дел. Некорректно утверждать, что Церковь формирует людей. Церковь зовет, предлагает, в крайнем случае - наставляет, а человек прислушивается, думает и выбирает самостоятельно. Здесь полная свобода и полная ответственность. Ибо, если нет свободы - нет и суда.
Православный атеизм – это не ересь в теле Православной Церкви. Наоборот, это путь к потенциальному воцерковлению миллионов русских людей.
Сергей Гречишников
Вячеслав Горбатин.
Апология православного атеизма
- Батюшка, а атеист может быть добродетельным?
- Вполне, вполне. Только вот помирать ему будет трудно.
Из разговора автора со старцем Илием. 1990 г.
Исторические корни
Православный атеизм – духовная доктрина, в которой следование православной этике не связано с верой в Бога.
В России сегодня живут десятки миллионов людей, которые могли бы себя назвать православными атеистами. Православный атеизм - слишком серьезный феномен современной русской жизни. Его последователи говорят о своих убеждениях, тем не менее, редко и с каким-то стеснением. Вроде как просят их извинить.
Их легко можно понять, если проследить истоки становления православного атеизма в нашей стране. В Советском Союзе было 20 миллионов членов компартии, которая тогда относилась к вере в Бога как к пережитку прежних общественно-экономических формаций. Члену КПСС, как, впрочем, и комсомольцу с пионером, верить в Бога и участвовать в религиозных обрядах было запрещено. Однако, добрая половина коммунистов, в основном по инициативе своих бабушек, была в раннем детстве окрещена в Православие.
Советское образование, школьное, а потом вузовское, позволяло объяснять мир без помощи Бога. Для Бога просто оставалось все меньше места в этом мире.
Справедливости ради следует отметить, что на Западе, особенно, в протестантских странах, в 20-м веке также проходили процессы секуляризации, индивидуальное и групповое сознание освобождалось от влияния религии. В Голландии уже с 70-х годов прошлого века пустующие храмы стали занимать под супермаркеты и студенческие общежития.
В СССР наука успешно вытесняла веру во все мистические феномены, и в сверхъестественное, в том числе. Но зерна православной нравственности устранить было нельзя, ибо на них держался весь несущий каркас человеческого жизнеустройства. Даже моральный кодекс строителя коммунизма был выстроен «по образу и подобию» декалога Моисея.
В 1991 году мы потеряли пятую часть своих территорий и целый ряд завоеваний социализма, которые, что бы кто ни говорил, все-таки были. Но мы кое-что и приобрели. Кто-то подумает, что исчезли унизительные для человека очереди, и будет прав. Но самое главное – нации вернули подлинное, а не декларативное, право на свободу совести.
Отпущенный маятник резко пошел в противоположную сторону. Посещать церковь и объявлять себя православным стало модно. Однако, Бог не может поселиться в сердце просто по желанию человека. Вера также не может стать результатом цепочки логических выводов. Религиозность есть чувство, а чувство должно вызреть.
Ко многим это чувство так и не пришло... Но зато пришло понимание, что лучшей моральной доктрины, нежели православная, человечество не придумало. У таких людей нет сомнений и в том, что Православие сыграло огромную позитивную роль в истории русского народа.
Во что верят православные атеисты?
Православные атеисты всем сердцем и душой воспринимают Евангелие. Принципы, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса, они могли бы назвать своим жизненным кредо.
Эти люди готовы жить по заповедям. Причем, для того, чтобы поступать добродетельно, им не нужно носить в сердце своем страх Божий. Они не совершают грехи (если не совершают) не потому, что боятся наказания Господнего, а потому, что грех им неприятен.
Православные атеисты с удовольствием ходят в храм, участвуют в обрядах и таинствах. Они охотно крестят своих и чужих детей.
Вопрос бытия Бога для православных атеистов остается открытым. Они просто не знают на него ответа. В этом смысле им, конечно, умирать будет труднее, чем людям воцерковленным.
Человек верующий знает, куда он уходит. Он вверяет себя в руки Господа и с надеждой переходит в жизнь вечную. А куда уходит атеист, который не верит в бессмертие души? В небытие?
Но православные атеисты и атеисты воинствующие значительно различаются во взглядах. Воинствующий, или вульгарный, атеист категорически не приемлет ничего, что связано с вероучением. Православный атеист сам не верит в Бога, но он допускает его существование, отдавая себе отчет в том, что не всем дано уверовать.
То же самое качается членов Символа Веры и чудес, описанных в Библии и житиях святых. Если наука не может объяснить Воскресение Христово, то это не означает, что такого в принципе быть не могло.
Люди верующие считают науку одним из способов познания Творца. Возможно, придет время, и наука найдет законы, объясняющие бессмертие души и телесное воскрешение. Но пока этого не произошло, не все люди, получившие хорошее светское образование, готовы поверить в Воскресение Христово.
А в чем православные атеисты не сомневаются? Для православных атеистов нет сомнений в том, что Иисус Христос (Иешуа) существовал как историческая личность.
Это был странствующий проповедник, сын простой еврейки.
Из своих последователей он основал на базе иудаизма новое религиозное движение, впоследствии названное его именем. В Палестине Христа уже при жизни стали считать мессией, потомком Давида.
Проповедь Иисуса была обращена в основном к малообеспеченным слоям населения. Он также не делил людей по национальному признаку. Все люди для Иисуса были равны.
Христос был казнен по приговору прокуратора Иудеи, с горячего согласия иудейской религиозной верхушки. Синедрион справедливо видел в Иисусе опасного конкурента в борьбе за симпатии паствы. Кроме того, еврейские политические лидеры понимали, что поведение толпы непредсказуемо и направляемый популярным Учителем народ может навлечь на Иудею гнев империи. Иерусалимская верхушка приняла решение «сдать» Христа римлянам.
Согласно римским законам наиболее опасных преступников казнили через распятие на кресте. Именно так закончил свою земную жизнь Иисус.
«Безрелигиозное Православие» и Русская Православная Церковь
Православный атеизм, как духовная позиция, не оформлен в более-менее цельное учение. Да пока и необходимости в этом нет.
На Западе безрелигиозное христианство уже 65 лет существует как отдельная теологическая концепция. Основателем ее был немецкий протестантский теолог Дитрих Бонхёффер (1906 – 1945), участник Сопротивления, казненный фашистами. В 1943-1944 гг. в письмах из тюрьмы он провозгласил, что «мир стал совершеннолетним и не нуждается в идее Бога». Сущность христианства, по мнению Д.Бонхёффера, выражена в любви к ближнему («соседу своему»). Согласно Д.Бонхёфферу: «Быть христианином не означает быть религиозным, а означает быть человеком».
В отличие от классического протестантизма (лютеранства), где постулируется спасение только верой, Д.Бонхёффер призывает к активной практике «делания справедливого для людей».
Вряд ли кто-нибудь из православных атеистов читал упомянутого теолога, но близость позиций очевидна.
«Безрелигиозное Православие» предполагает жизнь в миру по христианским заповедям. Насколько это у каждого получается – дело сугубо личное. Здесь важны искренние намерения и их воплощение в добрых делах, ибо "вера без дела мертва есть".
Отличие православного атеизма от протестантской ветви безрелигиозного христианства в том, что у нас не отрицается пастырская роль Церкви. «Безрелигиозное Православие» категорически не приемлет тезис секулярной теологии (Т.Альтицер, В.Гамильтон, П. Ван-Бурен) об отрицании традиционно-церковной формы христианства, как утратившей значение для современного человека.
Церковная форма организации христианской жизни ничуть не устарела, как не могут устареть истины, провозглашенные Христом.
Русская Православная Церковь остается объективированной совестью нации. Без Церкви мы обречены на духовное оскудение. Церковь учит о целях жизни, которые выходят за рамки жизни, но если они приняты человеком, они выравнивают его земной путь по вектору, уходящему на небо, даже если он не верит в трансцендентного Бога. И оказывается, что это "выпрямление" хорошо и для земных дел. Некорректно утверждать, что Церковь формирует людей. Церковь зовет, предлагает, в крайнем случае - наставляет, а человек прислушивается, думает и выбирает самостоятельно. Здесь полная свобода и полная ответственность. Ибо, если нет свободы - нет и суда.
Православный атеизм – это не ересь в теле Православной Церкви. Наоборот, это путь к потенциальному воцерковлению миллионов русских людей.
Сергей Гречишников
2 комментария:
Я согласен с выводом С. Гречишникова, что "православный атеизм - это... путь к воцерковлению... людей". Но важно всё таки дойти по этому пути до цели... по крайней мере раньше, чем смерть настигнет тебя.
Православными атеистами вы просто назвали агностиков. Типичная подмена понятий. Все рассуждения (типа не знаю есть ли Бог) - агностичны
Отправить комментарий