Страницы

13 февр. 2011 г.

Как и что будем строить в ближайшую пятилетку

Ушло время, когда Законодательное Собрание утверждало Программы. Сегодня это отданно исполнительной власти. На заседании Правительства области утверждают конкретные цифры. Для бюджетных денег важна прозрачность. Сегодня, помещаю проект программы Стимулирование развития жилищного строительства
на территории Калужской области» на 2011-2015 годы:

Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

Общий объём жилищного фонда в Калужской области по состоянию на 1 января 2010 года составляет 24 987,3 тыс. кв. метров, в том числе:
17 047,0 тыс. кв. метров (68,3 % всего жилищного фонда) – в городах и поселках городского типа;
7 940,3 тыс. кв. метров (31,7 % всего жилищного фонда) – в сельской местности.
За 2009 год общая площадь жилищного фонда увеличилась на 456 тыс. кв. метров (1,82 %).
К концу 2009 года 53,6 тыс. человек проживало в ветхих и аварийных строениях, площадь которых составляла 1302,6 тыс. кв. метров (5,3 % от всего жилищного фонда области), из них ветхие строения составляли 1085,9 тыс. кв. метров и 216,7 тыс. кв. метров - аварийные строения.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, на 1 января 2010 года, в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий стояло 23062 семьи, в том числе 713 многодетных семей, 1513 - молодых семей.
По состоянию на 1 января 2010 года потенциальная потребность населения, проживающего на территории Калужской области, в улучшении жилищных условий, оценивается в размере 3 500 тыс. кв. метров общей площади жилья исходя из следующего:
1302,6 тыс. кв. метров – на замену ветхого и аварийного жилищного фонда;
968,6 тыс. кв. метров – на предоставление жилья гражданам, стоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В связи с необходимостью размещения около 15 тыс. работников предприятий индустриальных парков и технопарков Калужской области потребуется строительство более 700 тыс. метров жилья.
Существующий платежеспособный спрос, а также прогнозные расчеты о потребности населения в улучшении жилищных условий с учетом частичного удовлетворения спроса на вторичном рынке свидетельствуют о наличии потенциального спроса на жилье на первичном рынке в объеме 550 тыс. кв. метров.
Указанные прогнозные потребности населения в улучшении жилищных условий базируются также на данных социологических исследований, согласно которым около 60 % населения области не удовлетворены своими жилищными условиями.
За последние пять лет ввод общей площади жилья в Калужской области составил 2074,тыс. кв. метров, что составляет 8,3 % от общей площади жилищного фонда, сформировавшегося к концу 2009 года (по Российской Федерации - 7,7 %).
В период с 2001 по 2009 год ситуация в жилищном строительстве складывалась следующим образом:
Динамика ввода в действие жилых домов
Наименование показателя 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Введено в действие жилых домов,
тыс. кв. метров общей площади 262,7 264,9 458,2 631,5 456,7
в % к предыдущему году 122,3 100,8 173 137 72
на 1000 человек,
кв. метров общей площади 258 262 455 629 456

Начиная с 2007 года разрыв между объемами введенного жилья, в расчете на 1000 человек городского и сельского населения увеличился. Так, в 2009 году объемы жилищного строительства в городах и поселках городского типа в 3 раза превысили объемы ввода жилья в сельской местности.

Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения
(кв. метров общей площади)

Наименование показателя 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
В городах и поселках городского типа, кв. метров общей площади 227 247 383 510 312
В сельской местности, кв. метров общей площади 355 310 685 1008 919

Динамика ввода в действие жилых домов в городах и поселках городского типа и сельской местности

Наименование показателя 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Ввод жилья
в городах и поселках городского типа, тыс. кв. метров общей площади 174,6 189,5 293,3 390,6 238,1
в сельской местности,
тыс. кв. метров 88,1 75,4 164,9 240,9 218,6
В % к предыдущему году в городах и поселках городского типа 124,1 108,5 154,7 133,2 61,0
в сельской местности 118,8 85,6 в 2,2 р. 146,1 90,8
Удельный вес в общем вводе, % в городах и поселках городского типа 66,5 71,5 64,0 61,9 52,1
в сельской местности 33,5 28,5 36,0 38,1 47,9

Состояние индивидуального жилищного строительства прослеживается по показателям следующей таблицы:

Индивидуальное жилищное строительство в области

Наименование показателя 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Построено жилых домов, ед. 1164 1050 1775 2532 2444
Общая площадь построенных жилых домов, тыс. кв. м. 129,8 119,9 212,9 291,3 293,6
Удельный вес построенных жилых домов в общем вводе, % от общего объема возведенного жилья 49,4 45,2 46,6 46,1 64,3

В последние годы для воз¬ведения индивидуальных домов применяются новые строительные технологии и материалы. Удельный вес общей площади индивиду-альных жилых домов, построенных из камня, включая панельные, блочные и монолитные, за период с 2005 года по 2009 год остался неизменным, из кир¬пича - снизился почти в два раза, что свидетельствует о разнообразии появившихся строительных материалов.

Распределение индивидуальных жилых домов по материалам стен
(в % к введенной площади)
Наименование материалов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Всего 100 100 100 100 100
каменные* 5,1 7,9 16,1 1,8 3,0
панельные - - - 0,9 1,4
блочные - - - 16,0 20,0
монолитные - - - - 0,2
кирпичные 46,1 35,7 27,0 25,2 24,7
деревянные 39,6 43,1 42,8 47,2 43,5
из прочих стеновых материалов 9,2 13,1 14,1 8,9 7,2
* В 2005 - 2007 годах в состав каменных строений включались панельные, блочные и монолитные дома

Инвестиции в жилищное строительство в 2009 году снизились и составили 5830,6 млн. руб¬лей, их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 9,9 % против 18,8 %, в 2008 году динамика инвестиций отражена в следующей таблице:


Наименование показателя 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Инвестиции, всего, млн. рублей 3531,7 3877,5 9641,5 12485,8 5830,6
Удельный вес в общем объеме инвестиций, % 26 21,2 27,5 18,8 9,9

Средняя фактическая сложившаяся у застройщиков стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений (без индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов) в 2009 году составила 35 515 рублей, причем стоимость строительства жилых домов в сельской местности приблизилась к стоимости строительства жилья в городах и поселках городского типа. Динамика изменения средней стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов была следующая:

Наименование показателя 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов по области (в руб.), 8537 14801 21439 30654 35515
в том числе:
в сельской местности 5487 6087 19274 25098 35369
в городах и поселках городского типа 10077 14915 21592 31303 35540

Дешевле, чем в целом по области, обходится строительство жилых домов в Козельском, Людиновском, Спас-Деменском, Барятинском районах. Самое дорогое жилье строилось в Боровском районе, г. Калуге и г. Обнинске.
Недостаток инвестиций приводит к затягиванию сроков возведения начатых домов или невозможности продолжения их строительства. Объем незавершенного жилищного строительства (без индивидуального) в 2008 году по области составил 77 % годового ввода жилья. На конец 2008 года в г. Калуге в незавершенном строительстве числилось 204,8 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 23,8 % превышает размеры сданного жилья. По области на конец 2008 года площадь незавершенного строительства жилых домов составила 261,6 тыс. кв. м; по сравнению с 2007 года она сократилась на 40,4 тыс. кв. м (на 13,4 %), с 2003 года - на 148,3 тыс. кв. м (на 36,2 %).
Данные о жилых домах, находящихся в незавершенном строительстве (без индивидуальных жилых домов), приводятся ниже:
на конец года
Наименование показателя 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Число жилых домов, находящихся в незавершенном строительстве, единиц 288 239 169 63 96
Общая площадь жилых домов, находящихся в незавершенном строительстве, тыс. кв. метров 496,3 356,3 302 61,6 177,353
Из общего итога в 2009 году приостановлено или законсервировано 34 здания общей площадью 24,7 тыс. м. кв. (14 % от общего объема незавершенного строительства).
Таким образом, удорожание стоимости жилищного строительства приводит к затягиванию сроков возведения начатых домов или невозможности завершения строительства. Однако намечается тенденция к сокращению объема незавершенного жилищного строительства. Из общей площади жилья, находящегося в незавершенном строительстве, на дома, сооружение которых законсервировано, окончательно прекращено или временно приостановлено, на конец 2008 года приходилось 16,9 %, их площадь составляла 44,3 тыс. кв. м, на конец 2007 года доля такой площади составляла 19,2 % (57,9 тыс. кв. метров).
Снижение объемов ввода жилья в 2009 году обусловлено в первую очередь сложившейся в стране и мире экономической ситуацией, начиная со II квартала 2008 года, которая применительно к жилищно-строительному комплексу характеризовалась следующими факторами:
- падение платежеспособного спроса населения на жилые помещения в связи с сокращение доходов и негативными ожиданиями перспектив продолжения трудовых отношений с работодателями;
- снижение активности банковского сектора, в том числе прекращение кредитования как застройщиков, так и физических лиц - участников долевого строительства или покупателей жилых помещений на вторичном рынке через ипотечное кредитование, значительным повышением кредитных ставок и требований к таким заемщикам;
- уход с рынка потребителей физических лиц, приобретающих жилые помещения в инвестиционных целях.
Все эти факторы в значительной степени негативно повлияли на жилищную сферу и отразились на снижении темпов строительства жилья. В итоге на начало текущего года на территории области было приостановлено строительство 38 многоквартирных жилых домов общей площадью около 300 тыс. кв. метров. В 2009 году - начале 2010 года значительно сократилось количество проектов жилищного строительства, направленных на государственную экспертизу проектной документации, что красноречиво свидетельствовало о снижении деловой активности застройщиков.
Начиная с середины 2010 года на рынке жилья начали происходить некоторые изменения в сторону улучшения ситуации. Одной из основных причин стало улучшение состояния на финансовом рынке, наметились тенденции выхода из экономического кризиса. Застройщики вернулись на строительные площадки, стартовали несколько проектов комплексного освоения земельных участков.
Потребительский спрос на жилые помещения на вторичном рынке начал восстанавливаться, что обусловлено восстановлением рынка ипотечного жилищного кредитования.
Возвращается доверие потребителей к застройщикам, строящим жилые помещения в многоквартирных домах на принципах долевого участия.
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов на территории Калужской области составил:
Период Количество жилищных кредитов, шт. Сумма кредитов, млн. рублей
2008 год 1622 2198,8
2009 год 349 472,9
По состоянию на 01.10.2010 1237 1 821,4

Таким образом, имеются все предпосылки в ближайшие годы восстановить докризисную динамику на рынке жилья, а в ближайшей перспективе иметь на территории области значительный рост жилищного строительства, что является оптимистическим вариантом развития событий, на котором базируется настоящая Программа.
Динамичное развитие экономики Калужской области в 2010 году даёт основу для оптимистического варианта развития ситуации в жилищном строительстве.
По размеру средней заработной платы Калужская область стабильно занимает лидирующие позиции среди близлежащих областей: Брянской, Орловской, Смоленской и Тульской, при этом уровень заработной платы по Калужской области составляет 82 % от среднероссийского показателя и 66 % от средней заработной платы по ЦФО. По уровню средней заработной платы Калужская область находится на 3 месте в ЦФО, по темпам ее роста - на 2.
Средняя цена 1 кв. метра общей площади квартир на рынке жилья во II квартале 2010 года составила 46,6 тыс. руб.;
- на первичном рынке - 45,3 тыс. рублей (99,9 % к уровню IV квартала 2009 года и 96,8 % от уровня II квартала 2009 года);
- на вторичном рынке - 47,8 тыс. рублей (94,2 % и 91,6 % соответственно).
Данные показатели свидетельствует о стабилизации цен на рынке.
Таким образом, особую актуальность приобретает задача создания основ для развития жилищного строительства совершенно на другом уровне, который задан высокими темпами социально-экономического развития области.
Существующие в настоящий момент барьеры на пути развития инвестиционно-строительной деятельности в жилищной сфере должны быть максимально минимизированы.
В настоящий момент на основной показатель развития жилищного строительства – объем ввода в эксплуатацию жилья - негативное влияние оказывают следующие факторы:
- недоступность для застройщиков кредитных ресурсов, позволяющих осуществить полный инвестиционно-строительный цикл без привлечения средств дольщиков;
- низкий платежеспособный спрос, обусловленный недостаточными доходами населения, на фоне значительной неудовлетворенности большинства граждан жилищными условиями;
- низкая доступность кредитных ресурсов для граждан, приобретающих жилье на вторичном рынке, практическое отсутствие возможности кредитования в рамках проектов долевого строительства;
- низкая доступность земельных участков для развития индивидуального жилищного строительства;
- отсутствие земельных участков, обеспеченных сетями инженерно-технического обеспечения для реализации проектов жилищного строительства;
- недостаточный уровень финансирования строительства необходимых объектов транспортной, социальной инфраструктуры в рамках проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства;
- высокая стоимость подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, технологического присоединения к электрическим сетям;
- высокий уровень административных барьеров в отрасли;
- отсутствие необходимого числа трудовых ресурсов в сфере строительства.
Наличие перечисленных проблем, имеющих межотраслевой и межведомственный характер, и задача достижения целей, поставленных в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и Программе социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года, указывают на необходимость использования для их решения программно-целевой метод.

2. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Основными задачами Программы в целях реализации на территории Калужской области государственной политики в сфере строительного комплекса являются:
- создание условий для развития массового строительства жилья эконом-класса путем обеспечения земельных участков инженерной, социальной и транспортной инфраструктурами;
- повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
- обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями;
- создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участков рынка ипотечного жилищного кредитования;
- оптимизация порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство;
- обеспечение жильем молодых семей.
Целевые показатели реализации Программы представлены в приложении № 5 к Программе.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Мероприятия Программы реализуются в период с 2011 по 2015 год одноэтапно.
После завершения срока реализации Программы основные меры государственной поддержки, и прежде всего в части исполнения публичных обязательств, будут пролонгированы на перспективу до 2020 года соответствующим нормативным правовым актом Калужской области

4. Система основных мероприятий Программы

Программа структурно представляет из себя следующие подпрограммы:
1. «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства и развития индивидуального жилищного строительства».
2. «Формирование сбалансированного рынка жилья эконом-класса и повышение эффективности обеспечения жильем отдельных категорий граждан»
3. «Обеспечение жильем молодых семей».
Первая подпрограмма направлена на решение проблем, возникающих со стороны предложения на рынке жилья.
Вторая подпрограмма направлена на балансировку спроса и предложения на рынке жилья Калужской области, в том числе путем оказания государственной поддержки проектам строительства жилья, развития строительной индустрии, а также повышения эффективности реализации государственных, муниципальных программ в жилищной сфере.
Третья подпрограмма направлена на государственную поддержку спроса со стороны молодых семей при улучшении жилищных условий.
Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий в рамках соответствующих подпрограмм.
Мероприятия Программы в разрезе подпрограмм представлены в приложении № 4 к Программе.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования мероприятий, имеющих финансовую оценку в приложении № 4 к Программе в 2011-2015 годах, за счет всех источников финансирования составит 7 489,86 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета -223,0 млн. рублей;
- за счет областного бюджета - 3 749,6 млн. рублей, в том числе государственных гарантий – 1 960,0 млн. рублей;
- за счет внебюджетных источников -3 457,26 млн. рублей.
Анализ рисков, причин их возникновения и механизм по их минимизации при реализации программы приведены в таблице.

Наименование
рисков Анализ причин его
возникновения Механизмы минимизации
Ограниченность средств областного бюджета для финансирования программных мероприятий Возникновению
риска
способствует
инфляция Определение приоритетных мероприятий с
точки зрения максимального соответствия
индикаторам, заложенным в программе;
привлечение дополнительных ресурсов из
иных источников, не запрещенных
законодательством

6. Механизм реализации Программы

Заказчик Программы - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области - обеспечивает проведение программных мероприятий, целевое, эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Заказчик Программы:
- несет ответственность за реализацию Программы в целом;
- осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы;
- в случае необходимости подготавливает и утверждает положения о порядке финансирования отдельных мероприятий Программы;
- подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и на плановый период;
- представляет отчеты о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы;
- заключает при необходимости с участниками проведения мероприятий Программы соглашения об участии в Программе.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, и продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению заказчика Программы.
Исполнители Программы определяются министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области в соответствии с действующим законодательством. В качестве исполнителей Программы в установленном порядке будут привлекаться органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, а также организации, определяемые в порядке, установленном действующим законодательством.
Финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных средств производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Указанный механизм реализации является единым для всех подпрограмм, входящих в состав Программы.

7. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее выполнения

Управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации осуществляется заказчиком Программы.
В целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Калужской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, общественными объединениями и организациями на заседаниях Совета при Губернаторе Калужской области по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» рассматриваются вопросы, связанные с реализацией Программы, и ход ее выполнения.
Организация управления и контроль за исполнением Программы осуществляются в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111). На основе указанных порядков осуществляется управление подпрограммами и обеспечивается оперативный контроль за ходом их реализации.

8. Оценка социально-экономической эффективности Программы.

Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере.
Успешная реализация Программы к 2015 году позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения вследствие увеличения уровня обеспеченности жильем населения Калужской области до 28,9 кв. метра на человека;
- повышение доступности приобретения жилья за счет того, что средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3,52 года;
- возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств, ипотечных кредитов и займов для 32,2 процента семей;
- предоставление 2500 земельных участков индивидуальным застройщикам по упрощенной схеме;
- улучшение за период реализации Программы жилищных условий с помощью социальных выплат 1445 молодым семьям;
- рост годового объема ввода жилья до 950 тыс. кв. метров общей площади;
- создание условий для улучшения демографической ситуации, реализации эффективной инвестиционной и миграционной политики об

Вячеслав Горбатин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий