Страницы

1 янв. 2011 г.

Отцов Стабилизационного фонда прибыло

Стабилизациооный Фонд России сделал свое дело. Именно благодаря ему осталось жить наше государство. Сегодня многие, хотят быть его отцами. Как история создания Стабилизационного фонда излагается сейчас: А.Кудрин, 10 декабря 2010 г.:
«Далее – апрель 2001 года, когда я впервые выступил в прессе с этим предложением [создать стабилизационный фонд], хотя оно уже обсуждалось. Несколькими днями позже выступил Илларионов».
http://slon.ru/articles/511471/
Как было на самом деле:
11 октября 1999 г., А.Илларионов, Урок чести, Эксперт:
Попытки отказаться от обслуживания и погашения части государственного долга России (гак называемых советских долгов) подрывают действие базового института современного цивилизованного общес¬тва — права частной собственности... Выполнение обязательств но нашему долгу нужно не столько Парижскому и Лон¬донскому клубам. Это нужно в первую оче¬редь нам самим — как подтверждение на¬шей приверженности правилам цивилизо¬ванного общества, как доказательство на¬шего уважения права частной собственнос¬ти, как знак уважения к себе, своим обязательствам, своему слову. Нам самим как-то даже невдомек, что хорошо учиться и прилично вести себя нужно не столько для ро-дителей или учителей, сколько для самих себя... Если мы хотим, чтобы рубль когда-нибудь стал пользоваться хотя бы частью того доверия, каким пользуется сегодня американский доллар, то следует помнить, что корни такого доверия лежат в уважении российскими властями своих собственных обязательств.
Конец апреля 2000 г.:
В конце апреля 2000 года, практически сразу же после назначения на должность советника, я вынес на обсуждение коллег предложения по мерам противодействия «голландской болезни» — сдерживанию государственных расходов, формированию стабилизационного фонда, опережающей выплате государственного долга. Для их обсуждения Путин созвал экономическое совещание — это было уже после его инаугурации и вступления в должность 7 мая 2000 года. Когда на совещании, на котором были Путин, Касьянов, Волошин, Кудрин, Греф, Козак, я впервые стал говорить о «голландской болезни» и тех вызовах, которые она ставит перед страной, меня никто не понял...
http://www.iea.ru/publ.php?id=9
29 ноября 2000 г., Андрей Илларионов: мировая рента, внешние долги и экономический рост – власти не сумели сложить этот пазл:
Поэтому платить по долгам Парижскому клубу – это единственный и наилучший способ преодоления "голландской болезни" и создания предпосылок устойчивого роста. Итоговый вывод из истории необычайного и счастливого для российской экономики 2000 года Илларионова таков: управление экономическими процессами в стране с открытой экономикой, каковой ныне является Россия, требует специфических навыков и специфического инструментария, является сущностно иной задачей, чем управление закрытой экономикой.
http://old.polit.ru/documents/377255.html
Апрель 2001 г. (работа над статьей закончена в феврале 2000 г.) Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором. Вопросы экономики 2001, №4:
С позиции платежного баланса необходимый результат может быть достигнут при реализации комплекса мер по следующим направлениям:
... - изменение структуры бюджета, включая разделение федерального бюджета на две части: бюджет традиционных доходов и расходов и фонд экстраординарных доходов. Доходы такого фонда должны формироваться в зависимости от конъюнктуры мирового рынка и напрямую зависеть от меняющихся цен на основные российские экспортные товары.
http://www.iea.ru/article/publ/vopr/2001_4.pdf
3 апреля 2001 года, Послание В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации:
Считаю, что следовало бы перейти к формированию бюджета из двух частей...
Другая часть бюджета должна строиться на источниках доходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Она может формировать резерв для обеспечения стабильного развития в менее благоприятные годы, а также для решения масштабных стратегических задач. По этой части возможны и должны обсуждаться и поправки, и замечания. Полагаю, что такого рода разделение бюджета позволит предотвратить «проедание» дополнительных доходов.
http://www.kremlin.ru/text/appears/2001/04/28514.shtml
Май 2001 г.:
Минфин не сразу проникся этой идеей, вспоминает президент и председатель правления «ВТБ 24» Михаил Задорнов: «[Депутаты бюджетного комитета Госдумы в 2001 г.] внесли законопроект о создании стабилизационного фонда. Но Министерством финансов на первых порах он не поддерживался».
http://www.prorazvitie.ru/show.php?action=show_stat&mykey=1215
Июнь 2001 г.:
По сути, внесенный Минфином вариант предполагает построение бюджета без стабилизационного фонда, создание которого было предложено Владимиром Путиным в Федеральном и Бюджетном посланиях... Андрей Илларионов предлагал строить бюджет из расчета средних доходов за последние годы, т.е. не "отталкиваться" от требуемых расходов, а заведомо ограничить их уровнем наших обычных доходов в не самые удачные с точки зрения ценовой конъюнктуры годы, а все остальное считать "мировой рентой" и направлять в стабилизационный фонд... Как это не раз уже было на протяжении года, позиции Минфина и Андрея Илларионова по вопросам построения бюджета-2002 (видимо, именно Илларионову принадлежит заслуга убеждения президента в необходимости создания фонда накоплений) сильно разошлись... Илларионов, выдвинувший идею аккумулировать сверхдоходы бюджета в специальном фонде еще год назад, полагает, что источником фонда должны стать доходы от экспортных пошлин, от приватизации и использования государственного имущества, плюс поступления от погашения долга перед Россией... Илларионов считает, что подход Минфина к формированию накопительного фонда обессмысливает всю идею. Кроме того, что Минфин предложил тратить накопления на инвестиционные программы внутри страны, он закладывает для фонда накоплений среднюю цену нефти за несколько лет ($18,5/барр), а не минимальную цену ($10-12/барр). Это значит, что за 10 лет сальдо фонда будет равно нулю: при падении цены нефти ниже среднего уровня накопления будут тратиться на сглаживание колебаний. Минфин, наоборот, высказывает опасения, что вариант Илларионова "приведет к сокращению расходов на 1-1,5% ВВП".
http://old.polit.ru/documents/422008.html
15 июня 2001 г.:
НГ: Перейдем к бюджету. Почему правительство не согласилось пойти на реализацию предложений президента и его помощника Андрея Илларионова по разделению бюджетов?
А.Кудрин: Во-первых, нельзя смешивать указания президента в бюджетном послании и взгляды на решение той или иной проблемы помощника президента... Необходимо понимать, что социальные выплаты задают определенный уровень непроцентных расходов. И если формировать бюджет исходя из цены на нефть в 11-12 долларов за баррель, то, с одной стороны, это создает хороший запас для беспроблемного обслуживания государственного долга, но с другой стороны, цена вопроса в абсолютном выражении означает практически полное прекращение на федеральном уровне финансирование культуры, образования, здравоохранения вместе взятых. То есть не будет в федеральном подчинении ни вузов, ни клиник, ни учреждений культуры. При этом, мы будем вынуждены сокращать численность армии без повышения довольствия остающимся военнослужащим.
http://www.ng.ru/ideas/2001-06-15/8_kudrin.html
4 февраля 2003 г.:
К 15 февраля министр финансов Алексей Кудрин обещал представить в правительство предложения по созданию стабилизационного фонда. Идею создания такого фонда президент Владимир Путин озвучил почти два года назад – в апреле 2001-го... Идея президента, подсказанная ему экономическим советником Андреем Илларионовым, Минфину сначала понравилась... Стабилизационный фонд (первое время его возвышенно именовали фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с депутатами и их ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на свои популистские цели... В Минфине сейчас заново изучают зарубежный опыт и отказываются говорить об имеющихся наработках. По информации "Известий", степень проработки вопроса не намного глубже, чем два года назад. Более того, стабилизационный фонд в его классическом понимании в России вряд ли может появиться.
Формально поручение президента было выполнено. Но финансовый резерв в виде никем не контролируемых остатков на счетах казначейства, которые предназначались для выплат по долгу в 2003 году (и были благополучно потрачены на зарплаты бюджетникам и прочие, одному Минфину известные цели), не имел ничего общего с классическим стабилизационным фондом. Изучив зарубежный опыт создания аналогичных структур, правительственные экономисты тяжело вздохнули: в России такое делать нужно, но уж очень сложно. Сегодня с ними соглашаются и неправительственные экономисты. Они опасаются, что новая волна дискуссий о стабилизационном фонде завершится двумя строками в Бюджетном кодексе, где будет наконец прописано, куда должны тратиться средства финансового резерва. Источники, близкие к Минфину, не исключают, что стабилизационным фондом назовут усовершенствованную (более прозрачную) модель финрезерва, средства которого будут по-прежнему тратить на погашение основной части внешнего долга. С фондом же, по словам источников, даже "концептуально" ничего не понятно.
Заместитель директора Института экономики переходного периода Сергей Синельников: Законопроект "О стабилизационном фонде" был подготовлен нашим институтом в 2001 году по заказу Минфина. Нареканий он не вызвал, тем не менее так и остался проектом, единственным по данному вопросу. Последние месяцы из Минфина к нам не обращались, и я не думаю, что там ведется какая-то работа. Может получиться, что разговоры вокруг фонда закончатся поправкой в Бюджетный кодекс, в котором пропишут направления расходования средств финрезерва – то, что правительство должно было сделать год назад. Единственный, с кем мы обсуждали в декабре тему стабилизационного фонда, был Международный валютный фонд, который удивлялся: почему российские власти забросили эту идею. Все понимают, что стабилизационный фонд России нужен, но он требует слишком много организационных усилий. Думаю, фонд появится только в случае политического решения.
http://www.kadis.ru/daily/?id=5604
http://legalru.ru/document.php?id=12881
25 июля 2003 г., Известия № 131, Желтая карточка. Владимир Путин напомнил Алексею Кудрину о стабилизационном фонде:
Вчера президент Владимир Путин повторил вице-премьеру Алексею Кудрину свое поручение двухлетней давности: сформировать стабилизационный фонд и откладывать туда допдоходы бюджета. О необходимости создать стабилизационный фонд Путин заявил еще в апреле 2001 года, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному собранию. В правительстве тогда бросились изучать западный опыт, зарядили на работу ученых-экономистов. Потом помялись, повздыхали и тихо замотали президентское поручение... Один из "заряженных" правительством ученых объяснял "Финансовым Известиям", что нашим чиновникам психологически трудно принять закон, ограничивающий для них доступ к деньгам бюджета... Президенту и общественности был представлен финансовый резерв. Потом выяснилось, что финрезерв – это не что иное, как остатки на счетах казначейства, которыми правительство распоряжается по своему усмотрению.
http://www.hse.ru/pressa2002/?show=3113&selected=
Январь 2004 г.:
27.01.2004 г. председатель федерального правительства Михаил Касьянов подписал постановление "Об утверждении Правил перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации"... С данной целью Минфину РФ было поручено: открыть до 30 января 2004 г. в Центральном банке России счета для учета средств Стабилизационного фонда Российской Федерации (СФР).
http://www.polit.nnov.ru/2005/02/17/fund/

2004 г.:
В 2004 г. правительство стало откладывать деньги на черный день в стабилизационном фонде... Создание стабилизационного фонда — это продолжение народной мудрости «Готовь сани летом, а телегу зимой». Это Андрей Илларионов (в ту пору советник президента) комментирует в 2001 г. послание президента Федеральному собранию: тогда Владимир Путин впервые заявил о разделении бюджета на две части — для текущих расходов и для накопления на будущее.
http://www.prorazvitie.ru/show.php?action=show_stat&mykey=1215

Комментариев нет:

Отправить комментарий