Сегодня в России около 70 миллионов занятого населения - то есть около 30 миллионов рабочих мест. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте. Согласно постановлению Правительства РФ N 870 от 20.11.2008 г. компенсации за работу в неблагоприятных условиях предоставляются только по результатам аттестации рабочих мест, которая проводится раз в пять лет. Выросли и штрафы за нарушение норм охраны труда. Словом, предприятиям без аттестации рабочих мест не обойтись. Занимаются ею специальные организации-лаборатории, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством. В Калужской области их несколько. И работы хватает всем, а в связи развитием новых предприятий построенных в Калужской области ощущается их дефицит.
С 2002 г. в России наряду с другими системами действовала специализированная Система сертификации работ по охране труда (ССОТ), внесенная в реестр Ростехрегулирования. Ее основой являлись аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. Однако в последнее время отлаженная система этих лабораторий стала не устраивать некоторых Федеральных чиновников.
В 2010 г. Минздравсоцразвития РФ посчитало недостаточным действующих согласно международного ГОСТа аккредитаций лабораторий и решило учредить еще одну свою дополнительную - аккредитацию уже аккредитованных организаций. Для этих целей оно разработало правила и установило их Приказом Минздрасоцразвития России N 205н от 1.04.2010 г., а чтобы пройти регистрацию Приказа в Минюсте РФ вела в нем уведомительный порядок. То есть Минздрасоцразвития России не имеет права "разрешить" или "отказать" заявителю, прекратить его деятельность или взимать за аккредитацию плату, он обязан лишь внести организацию в реестр. Но на деле практически все организации, проводящие аттестацию рабочих мест, сейчас "зависли в воздухе" из-за того, что Минздравсоцразвитие РФ задерживает ответы заявителям на срок до 4-х месяцев, отказывает в регистрации по формальным ошибкам и требует приобрести в собственность дорогостоящее не нужное оборудование. В связи, с этим большинство лабораторий, оказались "за бортом" реестра, а их деятельность из-за двойственности этого документа не соответствует требованиям «искусственно» созданному законодательному акту.
Кстати, общие затраты по России на инструментальные измерения вредных и опасных факторов, оформление документации по аттестации рабочих мест составляют около 60 млрд руб. Деньги немалые. А значит, и конкуренция за то, чтобы их получить, велика. По информации "Агентства национальных новостей", генеральная инспекция труда Объединения профсоюзов России "Соцпроф" провела экспертизу Приказа N 205н на коррупциогенность и сделала вывод: подобный фактор имеет место в приложении к правилам аккредитации. Более того, по заключению экспертов "Соцпрофа", эти правила противоречат принципу свободы экономической деятельности в области охраны труда. Эксперты "Соцпрофа" считают: сужение круга "допущенных" приведет к резкому спросу на услуги, повышению их стоимости, распространению серых схем - и в итоге к некачественной оценке условий труда.
На 01.11.2010 г. по списку Минздравсоцразвития РФ было аккредитовано около 30 организаций, занимающихся аттестацией рабочих мест. Причем 10 из них, по сообщению информационного агентства, оказались членами некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальное общество аудиторов трудовой сферы", работающего, по данным прессы, под эгидой Минздравсоцразвития РФ. В состав органов управления НП, по информации с сайта партнерства, входят чиновники Минздравсоцразвития: замминистра Александр Сафонов - председатель наблюдательного совета, а заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Валерий Корж входит в совет партнерства - постоянно действующего коллегиального органа управления НП, (хочется заметить, что именно эти два чиновника и являются авторами придуманной «перестройки-надстройки»). Всего же в реестр ССОТ входят 748 лабораторий, из которых лишь единицы члены упомянутого партнерства. Стать членом партнерства лабораториям настойчиво рекомендуют все те же упомянутые служащие Министерства на всех профессиональных семинарах и конференциях. Вступление в СРО для новых участников означает - внесение членских взносов (в прессе озвучивается сумма от 50 тыс. руб.), плюс понести затраты на аккредитацию в рамках системы ГОСТ Р (по некоторым оценкам, еще около 250 тыс. руб., при этом сама система ГОСТ Р в ближайшее время может прекратить свое существование), не говоря уже об участии в семинарах, докупке измерительных приборов по определенному списку и т.д. На практике выходит, что внесение в реестр Минздравсоцразвития РФ зависит от вступления в партнерство и выполнения устных рекомендаций все тех же чиновников.
Многие из подавших заявки жалуются, что документы им вернули по формальным основаниям. Причины пустяшные. Такие факты вызывают резкую реакцию на профильных форумах в Интернете и жалоб в контролирующие органы. Таким образом, процесс аккредитации тормозится и зависит от трактовки положений Приказа отдельно взятым чиновником министерства. С 1 декабря 2010 года в соответствии с п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 205н свыше 700 лабораторий должны будут прекратить свою деятельность, и количество безработных в нашей стране увеличится за один день на 25 000 человек. Печально, что причиной тому будут не до конца продуманные действия лиц, ответственных за планирование и реализацию мероприятий в области совершенствования всей системы охраны труда в РФ.
Аналогичная ситуация в связи с выходом упомянутого Приказа складывается и в системе обучения по вопросам охраны труда. Дело в том, что учебные центры обучающие по охране труда работают согласно закона об образовании, выполняя его требования, имеют Лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования. С выходом Приказа N 205н от 1.04.2010, Минздрасоцразвития России запрещает организациям лицензированным в Министерстве образования, но не попавшим в их реестр заниматься образовательной деятельностью, если упоминается слово охрана труда. Получается, что чиновники Минздрвсоцразвития РФ «рулят» и образованием.
12 октября 2010г. Премьер министр РФ подписал Концепцию формирования единой системы аккредитации в РФ №1760-р, в которой говорится о необходимости упразднения всевозможных ведомственных систем аккредитации и создании единой системы, действующей согласно критериям, сформулированным в соответствующем международном стандарте ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия», активное ведение этой системы планируется с первого квартала 2011г. На этом фоне попытки «лиц» Минздравсоцразвития РФ создать «под занавес» свою систему аккредитации вызывают не только удивление, но и множество вопросов: - С какой целью это делается и под кого?
Убедительно Просим оказать содействие в наведении порядка в вопросах аттестации рабочих мест и обучения по вопросам охраны труда.
Данное письмо я направил Медведеву, Путину, Миронову, Грызлову, Москальковой. Жду помощи.
Член Центрального Совета СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Вячеслав Горбатин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий