Страницы
▼
21 июн. 2010 г.
День ПАМЯТИ
22 июня 1941 года. Начало войны.
Часто вспоминаю годы юности. Учеба на ветеринарном отделении Калужского Зооветтехникума. Октябрь 1939 года. По приказу Наркома Обороны, студенты, достигшие 20-и летнего возраста, не зависимо от курса, призывались на службу в Красной Армии. Из Калуги на службу в армии тогда ушла первая партия из 117 человек. Нас провожали с оркестром и песнями наши друзья, преподаватели. Казалось, провожал нас весь любимый город. В городе Борисове, что под Минском, учился в полковой школе и командиром танка БТ-7 получил направление для дальнейшей службы в 27 легко-танковой бригаде. В июне 1940 года по боевой тревоге оставили свой военный городок. В начале августа заняли военный городок в Риге.
Германский фашизм во всю шагал по Европе. Вошел в Польшу. Служба наша стала тяжелее. Чаще занятия проводились в полевых условиях. В марте 1941 года вместо 27 легко-танковой бригады встала сформированная 28-я танковая дивизия. Комдив полковник Черняховский Иван Данилович. Служба наша стала еще тяжелее. Учеба чаще похожа на действия, будто в настоящем бою.
Доходили до нас слухи о том, что гитлеровские войска накапливали силы вдоль нашей западной границы. Солдаты надеялись на то, что все возможные на границе недоразумения, правительство уладит мирным путем. Солдаты призыва осени 1939 года готовились к осенней демобилизации. В первых числах июня в доме Красной Армии Риги состоялось совещание младшего комсостава 28-й танковой дивизии, где и я присутствовал. С лекцией выступил член ЦК ВКПб Латвии. Из выступления лектора понял и не только я – все присутствующие, войны не будет. Немцы не могут нарушить договор о не нападении. Вслед за лектором из ЦК ВКПб Латвии выступил комдив 28-й танковой дивизии. Его слова, сказанные в выступлении, и сейчас хранятся в моей памяти. А они были таковы: «Товарищи! Я вчера проезжал вдоль нашей западной границы. Видел, немцы копошатся там. Подтягивают силы. К чему-то готовятся. Передайте своим подчиненным: «Порох надо держать сухим в своих пороховницах».
О положении на границе знало абсолютное большинство бойцов 28-й танковой дивизии Черняховского И.Д. И все же на что-то надеялись. По боевой тревоге 18 июня вывели боевые машины из боксов. Личные вещи сданы в каптерку старшины Тишкина. Командиры объяснили солдатам: «Начинаются военные учения двух военных округов». С наступлением темноты открылись ворота военного городка. Части, стоящие в военном городке, покинули Ригу. Шли ночью, днем отдыхали в перелесках.
Утром 20 июня окончен поход. Части дивизии встали в перелесках. Каждая отдельно. В ночь на 22 июня, по приказу Черняховского, 55 танковый полк перешел в другой лес. Спустилась ночь на 22 июня. В округе стояла тишь. Ни что не предвещало беду. На свежем воздухе у солдата крепкий сон. Спали на шинелях под деревьями. Сквозь сон послышался шум моторов, грохот, задрожала земля. Все вскочили. Слышно приближение ревущих моторов. Все выбежали на окраину леса. На восходе солнца затмили небо летящие с запада самолеты. Были в небе над нами желтобрюхие с черными крестами. Задрав головы, смотрели на них, пока они не скрылись на востоке. Там послышались взрывы.
В то время не было и мысли, что эти самолеты принесли нам войну. Суждения были разные, но не о начале войны. Начались военные учения, о которых нам говорили командиры в Риге. И самолеты эти нашего противника. С востока показалось около 30-ти самолетов. Они над нами в карусели замкнули кольцо. Неожиданно один из них с воем пошел к земле, за ним пошли другие. Посыпались бомбы, с душераздирающим скрежетом летя к земле. Послышалась команда:
- Ложись!
Кто где стоял, там и упал на землю. Взрывы бомб. Дрожит земля, фонтанами летит в высь вместе с ветками и кусками деревьев. В воздухе со свистом летят осколки. И вся эта смесь опускаясь падала на лежащих бойцов. Самолеты идут на второй заход. Все повторяется заново. Израсходовав боеприпасы, самолеты улетели, оставив страшный вид, погибших бойцов, бойцов присыпанных землей, не узнаваемую окраину леса. В полдень, собравшись в глуши леса, в расположении своих подразделений, слушали по радио речь наркома Молотова В.М.. Поняли, Германия нарушила договор, началась война, которая для Советского народа стала – Великой Отечественной войной. В душу запали слова, произнесенные наркомом: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет наша». Эти слова были во мне до Дня Победы, которая настигнет меня в составе Третьего Украинского фронта, в городе Амштетен, Австрия.
Участник ВОВ Александр Горбатин
Комментариев нет:
Отправить комментарий